Проверяем аккумулятор авто на работоспособность: 3 альтернативных способа
Исправный аккумулятор является залогом беспроблемного запуска двигателя и бесперебойной работы электронных систем и устройств автомобиля. Проверять аккумулятор на работоспособность рекомендуется регулярно, особенно перед наступлением холодов. Также подобная проверка может понадобиться после восстановления или зарядки аккумулятора, а также покупки б/у батареи или авто. Проверить состояние батареи может любой владелец авто. Для этого потребуются элементарные знания в области электротехники и набор простых инструментов.
Перед началом проверки аккумулятор необходимо снять и поставить в сухое, хорошо освещенное место. Начинаем проверку с детального осмотра корпуса батареи. Следует внимательно проверить корпус на наличие дефектов и трещин, окислов и следов электролита.
1. Проверка с помощью мультиметра.
Мультиметр является распространенным прибором для измерения электрических параметров. При помощи этого прибора можно проверить аккумулятор на уровень заряда и наличие утечек. Если на корпусе батареи имеются потеки электролита, то можно проверить утечку тока довольно быстро. Для этого следует присоединить красный провод мультиметра к «плюсу» аккумулятора, а черным поводить по корпусу и потекам. При этом мультиметр следует перевести в режим вольтметра. Если при такой проверке стрелка прибора отклонится от нулевых значений –утечка тока происходит через корпус!
Проверка самого аккумулятора выполняется аналогичным образом: красный щуп присоединяем к «плюсу», а черный – к «минусу». При должном уровне заряда батареи показатели вольтметра должны находиться в пределах 12,5-12,7 В. При этом следует учитывать, что показания в 12,3 В говорят о разрядке батареи на 50%, а ниже 12,1 В – о его полной разрядке.
2. Проверка уровня электролита.
Такая проверка необходима, так как, являясь «кровью» аккумулятора, электролит обеспечивает его главную функцию – накопление и поддержание заряда. Для такой проверки понадобится стеклянная трубка и специальный прибор – ареометр. Стеклянная трубка нужная для определения уровня электролита, а ареометр – для измерения плотности жидкости. Для достоверной диагностики понадобится замерить уровень и плотность электролита в каждой банке аккумулятора.
Технология измерения уровня проста: открываем крышку и опускаем трубку в банку. После того, как трубка упрется в сепаратор, плотно зажимаем ее верхний конец для создания вакуума и поднимаем вверх. По длине заполненной электролитом трубки оцениваем уровень. Нормальным считается показатель в пределах 10-15 мм. При этом также можно оценить прозрачность электролита. Он должен быть прозрачным, иначе все говорит о том, что происходит разрушение пластин батареи, и скоро электролит не сможет удерживать заряд!
Для измерения плотности нужно опустить патрубок ареометра в каждую банку по очереди. При этом нужно сдавить грушу и втянуть электролит внутрь прибора. После этого поплавок сбоку укажет на уровень плотности. Для российской климатической зоны нормальный уровень плотности составляет 1,27 г/см3. Все, что будет ниже этого показателя, укажет на снижение уровня заряда батареи.
3. Проверка нагрузочной вилкой.
Такая проверка дает максимально объективную оценку состояния аккумулятора. Нагрузочная вилка представляет собой модифицированный вольтметр, к которому параллельно подключается сопротивление с нагрузкой, аналогичной автомобильному стартеру. Выходит, что с помощью такого устройства можно проверить работу аккумулятора при запуске двигателя.
Сперва следует проверить заряд аккумулятора при помощи вольтметра в состоянии покоя, а уже затем подать сопротивление на клеммы. Показания вольтметра при работе аккумуляторной батареи под нагрузкой нужно считывать не ранее пятой секунды от начала нагрузки! После отключения нагрузки показания на вольтметре должны вернуться к исходным значениям.
Для оценки стоит применять такие же показатели. Если при уровне начального заряда в 12,7 В нагрузка дала снижение до 12,2 В, а потом вернулась к прежним величинам – аккумулятор полностью исправен и выполняет функцию на 100%. Показатели ниже будут говорить о той или иной степени износа батареи.
Подведем итог, чтобы систематизировать показатели исправного аккумулятора:
1. Показания вольтметра без нагрузки должны составлять 12,7 В.
2. При нагрузке показатели вольтметра не должны опускаться ниже 12,2 В.
3. Уровень электролита в каждой банке должен быть не менее 10 мм.
4. Плотность электролита должна составлять не менее 1,27 г/см3.
К сожалению, многие автомобилисты пренебрегают такой глубокой проверкой, ограничиваясь в лучшем случае простым измерением уровня заряда при помощи вольтметра. Не пожалейте 20 минут времени, чтобы убедиться в надежности аккумулятора своего авто. Особенно важно это сделать в преддверии зимних холодов, которые являются серьезным испытанием для всех систем авто и аккумулятора в частности!