Почему электромобили не помогут улучшить экологию
Борьба за экологию в последние годы производителями автомобильной техники возведена чуть ли не в ранг религиозного движения. Постоянно появляются новости об очередной новинке на электрической тяге. И уже всерьез говорят о том, что электрокары в ближайшие годы вытеснят транспортные средства, приводимые в движение посредством двигателей внутреннего сгорания.
Вряд ли кто станет оспаривать утверждение, что электромобили лишены вредных выбросов в атмосферу. Значит, чем больше будет таких машин, тем лучше станет экологическая обстановка. Но насколько оправданы такие утверждения? Действительно ли для экологии настанут лучшие времена?
Вредные выхлопы
Электромобили не выделяют вредные вещества во внешнюю среду в процессе эксплуатации – это факт. Однако не надо забывать, откуда берется электричество, необходимое для зарядки аккумуляторных батарей. Существенная его доля вырабатывается тепловыми электростанциями. А они “дымят” весьма прилично. И с повсеместным распространением электрокаров их выбросы в атмосферу точно не станут меньше.
Таким образом, вредные выбросы никуда не пропадут, поменяются лишь их источники. Вместо двигателей внутреннего сгорания интенсивнее загрязнять окружающую среду будут тепловые электростанции. Причем большинство из них работают на угле и торфе, при сжигании которых образуется огромное количество вредных веществ, попадающих в итоге в атмосферу.
Где точно станет чище, так это в тех регионах, которые обеспечиваются электроэнергией за счет ГЭС и АЭС. Хотя в случае последних также есть серьезные поводы для беспокойств касательно экологии.
Есть, конечно, еще электростанции, функционирующие за счет возобновляемой энергии солнца или ветра, но их доля в генерации электроэнергии весьма незначительная.
Аккумуляторные батареи электрокаров
Производство батарей для электромобилей также нельзя отнести к экологически чистым. Напротив, предприятия, выпускающие литиевые аккумуляторы, выделяют огромное количество токсинов. Заводы по производству обычных авто на ДВС даже уступают им в этом. То есть, производство средства передвижения на электрической тяге приводит к не менее серьезному загрязнению окружающей среды, чем в случае традиционной машины.
При всей неэкологичности своего производства аккумуляторные батареи имеют сравнительно короткий срок службы, в среднем не превышающий 5 лет. После чего требуется их утилизация. Даже переработка отработавших свое батарей не поможет, поскольку для извлечения редких металлов из них придется затратить едва ли не больше ресурсов, чем для изготовления новой батареи. В том числе и электроэнергии от ТЭС.
Износ шин
Электромобили имеют больший вес по сравнению со своими бензиновыми одноклассниками. В среднем разница составляет 25%. Повышенный вес сказывается на скорости износа автомобильных шин. Владельцам электрокаров приходится в равных условиях вождения менять шины чаще. Говорить о том, что все изношенные шины правильно утилизируются и подвергаются переработке, не приходится. Значит, увеличивается загрязнение окружающей среды более непригодными для использования автомобильными шинами.
В качестве итога можно резюмировать, что тотальное вытеснение традиционного автотранспорта на электромобили не позволит радикально изменить экологическую обстановку в лучшую сторону. Можно говорить лишь о локальных улучшениях. Например, в пределах одного мегаполиса. Или региона, электрификация которого в основном осуществляется за счет гидроэлектростанций и неисчерпаемой энергии солнца и ветра.