Когда в авто плохо работает печка: возможные причины и профилактика
Проблемы с работой печки являются очень неприятным сюрпризом, особенно при наступлении холодов. Среди причин неисправности печки, как правило, можно выделить неполадки в самой системе отопления, а также в охлаждающей системе авто.
Система отопления авто имеет относительно простое устройство. Охлаждающая жидкость, представленная тосолом или антифризом, отводится от мотора по патрубкам в радиатор, установленный под приборной панелью. В системе отведения жидкости присутствуют воздуховоды и заслонки, а саму подачу охлаждающей жидкости регулирует термостат. Вентилятор, установленный напротив радиатора, подает разогретый воздух в салон автомобиля. Выход из строя любого элемента этой системы может влиять на работу печки.
Чтобы оценить правильность работы печки, нужно проконтролировать ее функцию при отрицательной температуре воздуха. Если при морозе -10°C и ниже температура в салоне приближается к отметке +20 °C, это значит, что печка работает исправно. При этом следует учитывать тот факт, что если в авто не установлен предпусковой обогреватель двигателя (типа «Вебасто»), то на разогрев системы отопления потребуется 10-15 минут. За это время двигатель прогреет тосол, в салон авто начнет поступать теплый воздух. А вот если через 20 минут в салон продолжает поступать прохладный воздух, значит, с печкой что-то не в порядке.
Возможные причины плохой работы печки могут быть следующими:
1. Скопление воздуха в системе отопления. Такое может произойти при замене рабочих жидкостей, а также в том случае, когда произошла разгерметизация головки блока цилиндра. В любом случае, первым делом следует проверить уровень антифриза, который должен находиться между минимальной и максимальной отметкой. Долейте жидкость до нужного уровня в случае нехватки, но ни в коем случае не доливайте воду!
2. Проблемы с термостатом. Бывает так, что регулятор температуры заклинивает в открытом положении. Классическим показателем такой проблемы будет тот факт, что печка отлично работает при высоких оборотах двигателя, а на низких – практически не греет. При заклинивании заслонки в закрытом положении двигатель будет перегреваться, даже если печка работает правильно. Проверить это довольно просто: следует посмотреть на температуру работающего двигателя. В исправном состоянии термостата она должна составлять около 90°C. Если прогрев недостаточный, первым делом следует проверить термостат.
3. Сильное загрязнение фильтра салона. Некоторые автомобилисты забывают о том, что воздушный фильтр требует замены хотя бы раз в год. Если фильтр сильно засорен, то потокам воздуха трудно пройти сквозь фильтрующую систему и, соответственно, попасть в салон. В этой ситуации просто замените фильтр салона.
4. Поломка крана радиатора. Эта проблема больше характерна для отечественных авто. Причиной такой поломки может стать закисание деталей, рычагов, пересыхание и трещины резинок, прокладок и патрубков. Такая ситуация потребует серьезного ремонта в виде замены поломанного крана.
5. Поломка или сброс настроек блока управления печкой. Для этой проблемы характерно нарушение работы обдува при различных режимах в виде недостаточного прогрева, самопроизвольного выключения и так далее. Первым делом в такой ситуации следует проверить исправность датчика температуры в салоне авто.
На что следует обратить внимание, чтобы не допустить проблем с печкой автомобиля? Эксперты дают следующие рекомендации:
1. Регулярная очистка радиатора. Для этого следует обдувать радиатор снаружи системой сжатого воздуха хотя бы один раз в 3 месяца. Один раз в полгода следует промывать специальным очищающим раствором внутреннюю поверхность обогревателя.
2. Использование антифриза и тосола высокого качества. Никогда не используйте для системы охлаждения воду! Всегда подбирайте для долива продукцию одной и той же марки, желательно высокого качества, чтобы предупредить образование в системе охлаждения хлопьев и осадка. Это будет не только надежной профилактикой поломок, но и продлит срок службы двигателя. В противном случае в радиаторе будет появляться накипь и ржавчина со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3. Регулярная замена воздушного фильтра салона. Не стоит забывать об этой простой, но очень важной детали. Загрязненный фильтр салона оказывает отрицательное влияние не только на работу системы отопления, но и наносит серьезный вред здоровью водителя и пассажиров авто! Процедура замены воздушного фильтра займет всего несколько минут. Желательно устанавливать качественный угольный фильтр от проверенного производителя.
Обнаружить и устранить проблему плохо работающей печки довольно просто. Иногда достаточно долить антифриз, проверить состояние фильтра салона, работу термостата и датчика температуры. Если же проблема более серьезная, устранить ее самостоятельно не выходит, обращайтесь к специалистам автосервиса. Используя профессиональные знания и специальное оборудование, мастера своего дела быстро выявят и устранят проблему, а вы будете наслаждаться теплом и уютом в салоне авто в холодные зимние дни!